Надо сказать, первое же упоминание об альбоме Сереги, записанном в южном
стиле, мгновенно вызвало скептические комментарии на сайте. И зря. Потому что
"Хроника парнишки с гомельских улиц" максимально выдержана в традициях
современного американского мейнстрим-рэпа. Поскольку английский язык пока не
стал вторым государственным, придется пуститься в объяснения.
"Южные" биты сами по себе дают понять, что выбрано в качестве ориентира.
Далее - есть южная манера исполнения, протяжно-мычащие окончания по образу и
подобию Young Jeezy. Есть типично южная рифмовка на одно и то же слово. И если
подходить глобальнее - в целом тексты построены в духе современных достижений
заокеанской рэп-промышленности. Метафоры,их характер, рифмовка, ее особенности,
остроумный неймдроппинг ("На улицах Москвы мне дали кличку "Гастарбайтер" / Но
москвичи остались с носом, будто Орбакайте"). Тонкие язвительные выпады ("все
остальное не модно, как клуб "Инфинити") - сравните с прежними ударами лбом по
деревянным воротам ("мой отец не бизнесмен из Праги, слышь, Меньшиков?").
Более того. Если от формы перейти к содержанию, то и тут чувствуется равнение
на заграницу. Хотя после попсового этапа карьеры Сереги заявления, что он
"парнишка с улицы", а также "мы андеграунд, fuck мейнстрим", мягко говоря,
удивляют. Обычно ведь процесс идет так - ходит себе человек в главных героях
культуры, а потом вдруг сообщает: "Я не уличный, я вырос в московской квартире"
- и адью. А тут все наоборот.
Впрочем, споры на тему "По размеру ли Сереге этот костюмчик?" мы оставим
людям более компетентным в подобных вопросах. Признаем лишь, что носит он его,
тщательно изучив американские модные каталоги, но перешив по нашей погоде. Ну то
есть: Game к месту и не очень упоминает, что он из Комптона. Или группа Centr
строит на том фундаменте, что они из центра Москвы. Так и для Сереги отправной
точкой его уличной ипостаси становится родной город Гомель, и отталкиваясь от
его реалий ("я из хрущевок, я из трущоб"), он раскручивает нить повествования.
И еще по содержанию - Серега созвучен нынешнему американскому рэпу в его
очень здоровом месседже "стань лучшим, преодолей препятствия". На "Хронике" она
выражается в двух базовых идеях: этот мир твой и предел только небо. И мне давно
было интересно, кто первым начнет полоть эту грядку. Потому что эпоха рэпа
неудачников (не вкладываю в это слово ничего дурного, просто оно нужным образом
передает обреченный настрой российского рэпа 90-х) так и осталась в 90-х - а
сейчас время другое.
Обыкновенно, когда пускаешься в рассуждения о смысле и значении альбома,
непременно сталкиваешься с комментариями "Почему так мало о самом альбоме?"
Читатель жаждет перечисления треков с некими репликами о их содержании.
Попытаюсь сделать вид, что иду у него на поводу. Наибольший интерес на альбоме
вызывают вот эти качающие треки-полурепрезенты ни о чем и о многом. "Сиди и
слушай", "Добавь скорость", "Игра", "Мое поколение". Затея записать трек с
Александром Маршалом на бумаге казалась сомнительной, но на деле все получилось
ровно наоборот: твердая пятерка. "Парнишка с улицы" - вообще такое программное
заявление, стержневая композиция альбома.
Вообще, в подобном жанре Серега звучит очень мощно, зло и напористо. Строить
на американском фундаменте пытались несчитанное количество раз - не у всех
выходило столь же убедительно. Впрочем, недостатки проистекают оттуда, где
достоинства заканчиваются. Вопрошая с угрожающими интонациями "Хотите моей
крови? Хотите моих слез?", Серега вызывает скорее улыбку. Вряд ли это тот
эффект, на который он рассчитывал.
Но, движемся дальше. Бодренький плагиат "Мне с тобою хорошо" подкупает своей
беззастенчивостью, напротив "Скита от Хабы Казанского" (что это? зачем это?)
лучше отжать галочку в iTunes. В занятном "Mon Ami" Серега тараторит вопреки
обещанию "не будет быстрой читки, как у Busta Rhymes". "Оля и СПИД",
кавер-версия песни группы "Анонс", популярной в конце 80-х, просто занимает
место на альбоме. "Шоу должно продолжаться" и "Вторжение" более уместно звучали
в саундтреках, для которых были написаны. На "Хронике" же они выглядят
вырванными из контекста. Наконец, трек "Корабли" большинство слушателей выделяет
как самый эффектный на пластинке - Серега ухитряется одновременно говорить о
сокровенном и оставаться на некой дистанции недосказанности, а в последнем
куплете применяет беспроигрышную наживку в виде слов о родителях. Не знаю, как
вы, а я попался.
Девиз альбома "Для тех, кто выжил в девяностых" позаимствован у фильма
"Жмурки" 2005-го года выпуска. Эта трагикомедия - в некотором смысле
"Антибумер". Она показала героев криминального боевика Петра Буслова теми, кем
они чаще всего и являются. Не очень-то умными. Не сильно-то сообразительными. Не
красавцами с постеров, а несимпатичными скверно одетыми ПТУшниками.
Представить, что Серега позаимствовал этот слоган, чтобы поставить крест на
своем прошлом времен "Черного бумера", можно только обладая богатой фантазией. К
несчастью, она у меня есть. Ведь намного сложнее поверить, что альбом адресован
тем, кому за 30 (а про кого еще можно сказать "выжил в девяностые"?) Потому что
"Хроника" получилась довольно молодежной.
Трек-лист
1. Сиди и слушай
2. Skit от Хабы Казанского
3. Парнишка с улицы
4. Добавь скорость
5. Моё поколение feat. Сацура
6. Мне с тобою
хорошо
7. Шоу должно продолжаться (саундтрек к шоу "Король Ринга")
8.
Quasimodo Skit
9. Квазимодо feat. Сацура
10. Корабли
11. Mon Ami
feat. Макс Лоренс
12. Вторжение (саундтрек к игре "GTA IV")
13. Выше
неба только небо (Sky is the limit) feat. Александр Маршал
14. Игра
Бонус-треки:
15. Чики
16. Оля и СПИД feat. В.Жириновский + скрытый
трек "Чайна-Таун"
17. Мне с тобою хорошо (Raduga Mix)
18. Мне с тобою
хорошо (Steel Deluxe Remix)